Круглосуточно 24/7г. Казань 7 адресов

Погребальные обряды

Похоронно-поминальные обычаи и обряды занимают особое место в ритуалах семейного цикла. По сравнению с другими обрядами они более консервативны, так как отражают медленно изменявшиеся представления о смерти и взаимоотношениях живых и умерших. Кроме того, соблюдение установившихся ритуальных действий издавна считалось важным для судеб души в загробном мире, следовательно, было моральной обязанностью родственников по отношению к умершему.

Православные обряды:
Согласно православному вероисповеданию покойный должен предстать перед Судом Божьим чистым и непорочным.
Традиции похорон и поминок обладают глубочайшим смыслом и основываются на древнейших правилах первых христиан.

Приготовление к погребению

  • Тело последователя христианской веры омывают сразу после физической смерти. Этот обряд производят в знак абсолютной чистоты и непорочности духа, который предстанет в подобном виде перед очами Господа. Омовению подвергаются все части тела: используют теплую воду, обычное мыло и мягкую тряпку (губку).
  • Одновременно с ритуалом читают Трисвятую песнь, а также зажигают лампаду, которая должна гореть, пока в помещении присутствует тело покойного. К обряду омовения допускаются пожилые люди или чистые женщины, сами принявшие ванну.
  • После этого ритуала тело усопшего одевают в новые и стираные одежды, что символизирует нетление и бессмертие души. Вскоре после кончины христианин предстанет на Суде и даст отчет перед Всевышним Творцом за пройденную жизнь.
  • На человека надевают православный крест, а конечности связывают. Руки аккуратно складывают на груди таким образом, чтобы правая оказалась наверху. В левую десницу вкладывают небольшую икону (для мужчин — это образ Христа, для женщин — Девы Марии). Это показывает, что покойный верил в Божьего Сына, предал собственную душу Ему, а ныне переходит к вечному, пречистому и благоговейному лицезрению Святой Троицы.

Погребение и его последовательность

  • При смерти православного верующего читают составленный по церковному правилу канон из восьми песен. Его применяют, так как перед кончиной человек испытывает естественное чувство страха. Священнослужители подтверждают: душа поддается этому аффекту при разлучении с физической оболочкой, к которой она сильно привыкла.
  • Сознанию человека особенно сложно в первые 3 дня после кончины: здесь люди видят Ангелов-Хранителей, которые сопровождали их все время после ритуала Крещения, а также злобных духов, вызывающих ужас своим отвратительным видом.
  • Канон следует читать для того, чтобы душа покойного нашла умиротворение в загробном мире. Близкие обязаны найти мужество и попрощаться с умершим родственником, исполнив молитвенное прошение перед Отцом Небесным.
  • Перед погребением тело христианина и его гроб символично окропляют святой водой. На лоб усопшего кладут венчик, который выдается священником для отпевания. Это символизирует, что православный верующий с честью оставил поле действий, победив в борьбе с тягостной жизнью и пугающей смертью. На венчике располагаются лики Божьего Сына, Богоматери и святого Иоанна Предтечи, а также надпись «Трисвятое».
  • Под голову и плечи усопшего христианина подкладывается ватная подушка, а тело покрывают белой простыней. Чаще гроб ставится в середине комнаты перед домашним иконостасом, лицо покойного должно смотреть на образы святых. Вокруг смертного ложа зажигаются свечи, предвещающие о переходе покойного верующего в области света и спокойствия.

Еврейские обряды:
В иудаизме немного иное отношение к уходу из жизни человека. Трагедией для них считается преждевременная кончина человека.

Мусульманские обряды:
В отличие от православия у мусульман принято хоронить покойного на следующий день после смерти. Если конечно же ничто не препятствует этому.

Если факт смерти зафиксирован и подтверждён, то необходимо сделать следующее:

  • Положить преставившегося на правый бок лицом к кибле. Кибла – это точно установленное с помощью математических расчётов направление из любой точки земного шара в сторону Мекки, где находится главная святыня всех мусульман мира – Кааба. Направление киблы указывается изображением компаса со стрелкой на молитвенном коврике, её же можно определить с помощью электронных карт, наручных часов или же компаса. Во всех исламских гостиницах в арабских странах на стене есть обозначение киблы в виде стрелки, заключённой в круг, так что если мусульманин умер в отеле, проблем с её определением обычно не возникает. Если смерть наступила во время путешествия на транспорте, киблой выбирается наиболее близкое направление либо направление движения транспортного средства. Также весьма распространённым является способ положить покойного на спину ногами в направлении киблы, слегка приподняв голову. Если же возникают какие-либо иные затруднения, то рекомендуется оставить покойного в наиболее оптимальном для него положении и направлении.
  • Закрыть ему глаза и совершить молитву, смысл которой состоит в просьбе Аллаха возвести умершего на уровень праведников, простить ему совершённые при жизни прегрешения и «осветить его могилу». Какой-либо единой формы молитвы в похоронном обряде не существует, в хадисах можно найти несколько равноправных молитв, предназначенных для этого случая.
  • Размять суставы, чтобы они не затвердели, положить на живот покойнику что-нибудь тяжёлое, чтобы предотвратить вздутие, подтянуть повязкой челюсть, чтобы она не свисала, и накрыть тело. Лучше всего, если все эти действия проведёт ближайший родственник покойного, который отнесётся к этому с должным вниманием и почтением. Это рекомендуют многие исламские богословы.

Омыть тело покойного. Это – настолько важный элемент похоронного обряда, что если его не проведёт никто из числа мусульман, то грех ложится на всех последователей Мухаммеда, проживающих в данной местности. Исключение составляют лишь погибшие в сражении шахиды: их хоронят сразу без омовения. В зависимости от пола покойного его должен обмыть представитель одного с ним пола (то есть, мужчину – мужчина, женщину – женщина), однако у жены есть право обмыть тело своего мужа. Также разрешается обмывать женщинам мальчиков, а мужчинам – девочек. Если у усопшего нет родственников, то омыть его обязан любой мусульманин, который узнал о его смерти и предаёт тело земле. Желательно, чтобы он был религиозно грамотным. Это – непременное условие обряда омовения: важность соблюдения правильности действий такова, что при выборе, кому омывать покойного – пожилому или более молодому, но знающему все тонкости обряда, – предпочтение отдаётся второму. Очень важным требованием является не только знание гассалом (человеком, омывающим покойного) порядка омовения, но и его надёжность с точки зрения умалчивания о физических недостатках, которые могут быть увидены на мёртвом. Это является благом не только для него, но и для совершающего обряд: хадисы обещают «прощение сорок раз» тому, кто совершит обмывание и умолчит о том, что ему придётся увидеть на теле.

Обмывают и омывают преставившегося не менее четырёх человек: сам гассал, помощник, сливающий воду на тело, и те, которые его переворачивают. Обряд происходит следующим образом:

  • Мёртвый кладётся на жёсткое ложе лицом к кибле. Помещение окуривается благовониями, гениталии накрываются любой непрозрачной материей.
  • Гассал трижды моет руки, одевает перчатки, затем надавливает на грудь покойника и ведёт ладонями вниз по животу так, чтобы из кишечника вышло его содержимое.
  • Затем омываются половые органы, на которые запрещено смотреть.
  • Дальше происходит смена гассалом перчаток, смачивание их и протирание рта и носа покойного и омовение лица. Нос желательно вычистить.
  • После этого гассал моет обе руки по локоть, начиная с правой, и начинает обмывание всего тела. Лицо покойного и его руки по локоть моются трижды, голова, шея и уши хорошо смачиваются. Далее моются ноги умершего по щиколотку, затем – голова и борода, для которых используют тёплую воду с мылом и добавлением кедрового порошка.
  • Затем умершего перекладывают на левый бок и омывают правый в такой очерёдности: сливают воду, протирают тело, снова льют, смывая мыльную воду с порошком. Гениталии остаются без протирки, на прикрывающую их материю просто льётся вода. Эта процедура повторяется трижды.
  • Затем покойный кладётся на правый бок и омывается точно в такой же последовательности, затем он снова трижды омывается водой в положении на правом боку, причём каждый раз меняется вода: в первый раз она – с кедровым порошком, во второй раз – с камфарой, в третий – обычная чистая. Спина омывается при приподнимании тела простым сливанием воды: переворачивать покойного лицом вниз запрещено. Если мусульманин умер во время хаджа или возвращаясь из него, то происходит его обмывание обычной чистой водой.
  • Когда обмывание сделано, покойный укладывается в горизонтальное положение, и гассал снова проводит ладонями вниз по груди и животу, чтобы из организма вышли оставшиеся испражнения, после чего проводится общее обмывание тела целиком. Если выход содержимого кишечника произойдёт и в этот раз, то очищается лишь испачканное место. Обмывание более трёх раз считается излишним.
  • Мокрое тело покойника обтирается полотенцем, лоб, ноздри, руки и ноги смазываются благовониями.
  • Исламом предусмотрены случаи, когда умерший является мужчиной, а вокруг него находятся одни женщины (или наоборот), а также когда в радиусе 2-3 км. нет необходимого количества воды или же имеется лишь вода для питья и есть опасность со стороны врагов или грабителей. В этих случаях проводится только таяммум – очищение песком или специальным камнем. При его совершении также можно использовать сухую землю, пыль, известь, цемент, глину, гипс. Смысл таяммума при этом – не создавать неудобства для правоверных, а лишь обозначить благоволение к ним Аллаха и довести его до завершения. Если для обмывания приглашён чужой умершему человек, то оно может быть и безвозмездным, и платным.

 

Стоимость услуг обговариваются по телефону: 8 (843) 225-39-00 — круглосуточно